Используйте email или телефон в формате 380ХХХХХХХХХ, указывается вместе с 380, ХХХХХХХХХ - номер вашего телефона

Сравнение систем 4WD

05-03-2019

Современный полный привод имеет разные конструкции и реализации. Это зависит от условий эксплуатации и задач. Одни предназначены для асфальта или поездкам за город без удаления от дорог. Другие - утилитарная техника для грязи и перемещения по любому рельефу.

Именно условия эксплуатации предъявляют требования к конструкции и надежности, режимам работы и поведению автомобиля.

Принципиально любые схемы можно разделить на две: постоянный FullTime и подключаемый PartTime.

PartTime

Автомобиль с постоянным задним приводом, подключаемым передним. Межосевого дифференциала нет.

Самый простой вариант. При передвижении по бездорожью в коробке предусмотрена понижающая передача. Включение полного привода - через рычаг, связанный с раздаточной коробкой и пневмоприводом. Для уменьшения расхода при езде по дорогам можно отключить приводные валы мех. муфтами свободного хода вручную или с электропривода.

Простота и надежность - главный плюс. Возможность применения полного привода только в бездорожье - главный минус. При езде на скоростях по асфальту с полным приводом увеличится износ КПП и резины.

В некоторых вариантах для облегчения подключения переднего привода без муфт используют систему разъединения полуосей моста чтобы не передавать вращение на кардан.

FullTime 4WD

Постоянный полный привод. Три дифференциала.

Межосевой дифференциал может по-разному распределить вращение. Стандартная схема - 50 на 50, в новых машинах 30 на 70. Для улучшения внедорожных качеств есть гидромеханические муфты с электронным управлением и вискомуфты. Отдальный случай - система Torsen: механическая конструкция без дополнительных систем. Если автомобиль создан для бездорожья - в нем стоит принудительная БЦД.

Псевдопостоянный 4WD

Стоит в кроссоверах. Это по сути PartTime, но подключение автоматическое.

Одними из первых появились системы с подключением второй оси через муфту вязкости. Одной из первых их внедрила Toyota.

Вязкостная муфта имеет недостатки:

  • замедленное срабатывание вискомуфты
  • отсутствие полной блокировки
  • недолговечность самой муфты

Система называется V-Flex Fulltime 4WD. Назвать ее полноценным 4WD нельзя - межосевой дифференциал отсутствовал, коробка состояла из простого редуктора. Перед задним редуктором установлена муфта V-Flex II. Когда передние колеса буксовали - муфта замыкалась и соединяла кардан с валом редуктора. Если скорость всех колес была равной - машина ехала на переднем приводе. Столкнувшись с этими проблемами, производители сделали системы, где за включение полного привода отвечала гидромеханическая муфта с электронным управлением.

Передача момента идет через пакет фрикционных дисков. Степень сжатия меняет передаваемый момент до 100%. Появился блок управления для временного заднего привода в зависимости от условий. Муфта позволяет распределять момент, подавая на вторую ось разное усилие. До срабатывания система остается моноприводной. Но при частых срабатываниях муфта может перегреться и на время отключиться.

Пример - муфта Haldex, одна из самых популярных в системах 4WD. Она совершенствуется и вышло уже 5-е поколение. Принцип работы Haldex одинаков, отличается способ создания давления в гидравлике. В 1 и 2 поколениях разница вращения осей использовалась для работы насоса, а в 4 и 5 поколениях давление создается электронасосом.

Крутящий момент корректируется ЭБУ. Он получает и анализирует информацию от датчиков. Разность вращения осей не важна для включения полного привода - можно включать муфту заранее. Система работает настолько корректно, что автомобиль остается полноприводным когда требуют условия.

Полный привод с гидромехмуфтами - идеально по конструкции и стоимости. Благодаря ему любой автомобиль можно сделать полноприводным - неплохой вариант когда больше передвигаетесь по дорогам с твердым покрытием. Полный привод нужен для управляемости на скользких поверхностях. При длительной езде по плохим дорогам муфта перегревается и датчики подают сигнал на отключение, машина превращается моноприводную. В рабочем состоянии муфта не может передать 100 процентов момента, для серьезных внедорожников нужны другие варианты.

Одной из лучших по исполнению, но сложной технически является система Super Select. Японцы из Mitsubishi первыми применили схему "отключаемого" полного привода с МД. Конструкция оказалась удачной, и ее улушила Toyota под собственным названием MultiMode.

Совмещение возможности ездить на полном приводе и отключать его для экономии топлива сделала этот вариант одним из лучших. На серьезном бездорожье достаточно включить принудительную блокировку МД. Соединив все варианты 4WD в одной системе, конструкторы дали водителю свободу выбора. В зависимости от пожеланий, конструкция из PartTime превращается в FullTime 4WD и обратно.

Любителю быстрой езды нужен автомобиль с постоянным приводом, с электронным управлением. Если вы ездите кпокойно а полный привод нужен как страховка - автомобиль с подключаемым полным приводом вполне подойдет. Любителям активного отдыха и рыбалки лучше брать машину с возможностью включения полного привода или блокировки ЦД с понижающим рядом в коробке.