Барабанный тормоз получил свое название из особенности конструкции. Главная деталь - металлическая или чугунная чаша, прикрепленная к ступице через подшипник. Внутри находятся тормозные цилиндры, которые прижимают колодки к барабану изнутри. Сами колодки имеют довольно большой размер и повноряют геометрию поверхности трения чаши. По мере износа колодки подводятся компенсаторами для поддержки постоянного минимального зазора.
Ручник реализован максимально просто. Ручка натягивает трос, который прижимает одну из колодок к барабану. Конструкция тяжелая, занимает много места и обладает несколькими очень серьезными недостатками:
Да, барабан действительно лучше защищен, чем дисковый тормоз. Но при этом любая грязь, попавшая внутрь - там и остается. Спустя некоторое время в барабане скапливается огромное количествопеска, мелких камней, начинается сильная коррозия. Продукты износа тоже остаются в "кармане" и ухудшают эффективность тормозов еще больше.
В противовес этому дисковый тормоз не имеет защиты от пыли и грязи, но за счет постоянного движения на диске не задерживается ничего.
Производители заявляют, что барабанный тормоз прослужит в 2 раза дольше дискового. Это действительно так при соблюдении трех условий:
В реальной жизни невозможно найти такие условия. Дожди, грязь, состояние дорог повышают износ, компенсаторы окисляются и блокируются. В результате тормоза перестают функционировать, ручник вообще не держит даже на слабом уклоне. Приходится разбирать и чистить тормоза, менять детали - а это долго и дорого.
Спорный плюс. В повседнейной жизни именно барабанный тормоз требует обслуживания и ремонта чаще. Такой механизм ставят только на заднюю ось по одной причине: 75% тормозного усилия приходится на передние колеса, потому на задних тормозах можно сэкономить. Проблема в том, что по мере износа задние тормоза увеличивают нагрузку на передние. Естественно, износ передних тоже увеличивается вплоть до переноса 100% усилий на переднюю ось.
То есть секрет долговечности задних барабанов - в отдаче тормозного усилия, которое при нормальной езде не очень заметно.
Пройти сертификацию и получить право выпуска дисковых тормозов - сложно и дорого, а без глубокого знания технологий вообще невозможно. Что до барабанных - их можно буквально склепать на коленке. Единственное требование - чтобы всё работало.
Даже старые образцы барабанного тормоза без проблем проходят сертификацию и выпускаются в серию. Всем, кто их купил - можно только посочувствовать.
Выпускать барабанные тормоза - гораздо проще и дешевле, чем дисковые. Если средняя цена дисковых составляет 10 000, то барабанные можно взять за 3 000 или дешевле.
Естественно, дешевый оборот уходит в нижний сегмент рынка для сверхбюджетных автомобилей или в модели, на которых производитель открыто экономит.
Так же многое зависит от самого автопроизводителя и его маркетинга. Нередко новые модели рекламируются с дисковыми тормозами, а на деле это топовая версия. Обычные варианты идут с барабаном, но никто не скажет этого в рекламе.