Споры об установке облегченного маховика не стихают до сих пор. Одни водители приводят примеры повышения эффективности и мощности мотора, другие рассказывают о проблемах после облегчения махрвика и советуют купить маховик обычного типа и не лезть в него с доработками. Кто же прав?
По факту - обе стороны ошибаются. Обычный и облегченный маховики предназначены для разных целей, а в заводском производстве - вообще для разных типов авто.
Основное применение маховика уменьшеного веса - повышение мощности спортивных двигателей и установка при тюнинге. В сочетании с другими улучшениями облегченный маховик может дать повышение мощности до 10%. А вот на стандартных автомобилях сам по себе легкий маховик даст максимум 1-2% прироста и больше проблем, чем пользы.
Маховик - главная деталь, которая передает крутящий момент со стартера на коленвал. После запуска мотора он не останавливается, а продолжает вращаться т.к. прикручен к коленвалу. Соответственно на его вращение уходит около 2-3% мощности для обычной детали и 0.5-1% для легкой. Больше всего мощности уходит на 4000 оборотах ил на разгоне. Многие считают это конструкторской недоработкой, но всё не так просто. Маховик имеет определенный вес не столько для надежности, сколько для гашения колебаний и вибраций мотора, которые инженеры не смогли устранить при конструировании. Для этого средний вес детали составляет 6-9 кг в зависимости от модели и мощности мотора.
Маховик не только гасит колебания, но и аккумулирует энергию вращения. Вся проблем ав оборотах. На низких мощность передается в очень узком диапазоне - около 50, а четыре такта происходит за 720, из которых рабочий ход только 180. При такой схеме вращение даже на холостых оборотах требует немало энергии. Раскрученый маховик решает эту проблемы инерцией - помогает двигателю "дотолкать" ход поршня без значительных усилий и работать на низких оборотах с минимальными затратами. Если рабочий диапазон мотора 4-8 тысяч оборотов - не стоит менять вес маховика, иначе двигатель просто не вытянет с низких и заглохнет.
Газораспредвал и маховик взаимосвязаны напрямую, что тоже влияет на конструкцию. На серийном моторе стоит обычный вал и маховик, которые поддерживают низкие обороты в любой ситуации. Но если поставить облегченный - инерции не хватит, а высокие обороты не появятся быстрее т.к. механизм работы будет подавлен поступающей энергией и топливная смесь не успеет поступить в цилиндры. При установке широкого вала в паре с обычной шестерней тоже пропадут низы т.к. мотор не раскрутит ГРМ, а высокие пропадут потому что двигатель не вытянет сразу тяжелую шестерню и тяжелый вал.
То есть маховик и вал ГРМ должны соответствовать и покупаться в паре. Если нужен тюнинг - ставьте тяжелый вал и легкий маховик, желательно - после консультации или под руководством специалиста.