Там, где заканчивается асфальт, непременно начинаются сюрпризы. Бездорожье делится на несколько типов, каждый из которых имеет свои особенности, которые необходимо учитывать, чтобы спокойно доехать до конца намеченного пути. Попробуем разобраться с каждым типом бездорожья и определить особенности вождения в соответствии с той или иной ситуацией.
Перечисленные виды бездорожья могут в определенной степени сочетаться между собой. Так что, в первую очередь, нужно определить свойства поверхности, по которой придется ехать, а выводы появятся сами.
Поведение песка под колесами зависит от его влажности. Наиболее тяжелопроходимый - сухой песок. Все через свою большую сыпучесть. Колеса просто выбрасывают его назад и автомобиль погружается в него по мосты или даже днище. Инерция автомобиля помогает преодолевать такие песчаные участки. Но на малой скорости и при неумелом старте с места в песке автомобиль легко зарывается всеми колесами.
Наилучший способ преодоления песчаного участка: максимально облегчить авто, высадить пассажиров и спустить колеса к давлению 1.0 - 0.8 атм. Участок преодолевается на достаточной скорости и без остановок. Если на песке есть колея, лучше придерживаться ее - в ней уплотняющий песок. Попытка выехать на сторону рискованная, можно забуксовать. Влажная песчаная почва хорошо уплотняется водой, потому ехать по мокрому песку значительно проще.
В случае с глиной ситуация выглядит наоборот. По сухой глине можно ехать с той скоростью, с которой позволяет рельеф дороги. Мокрая глина имеет два состояния. Если увлажнена только поверхность - она становится очень скользкой. Тем не менее останавливаться на ней можно. При движении нужно соблюдать осторожность на склонах - машина может съехать в кювет и повредить бампер или опоры.
При более влажной поверхности, например после дождливых дней, глина переходит в особенно отвратительное состояние - становится вязкой и липкой. В этом случае надо спустить давление в шинах, как для песка, но ехать на второй передаче, или даже на первой, чтобы у автомобиля оказался достаточный запас по тяге и он не заглох.
Полезно разведать наихудший участок на пару сотен метров вперед, определяя места наибольшей твердости. И глина и песчаная почва очень чувствительны к резким ускорениям ведущих колес - машина быстро зарывается и буксует.
Укатаный снег на дороге полностью комфортен для езды при давлении в шинах около 1.0-1.5 атм, если тормозить двигателем заранее. Это должно стать рефлексом - делаться машинально. Обычное торможение может привести к заносу, так как трение между колесами и снегом слабое. Пышный снег на дороге преодолевается накатом на скорости. Снег вне дороги требует тщательного обследования. В большинстве случаев движение исключено.
В любом случае, двигаться по пышному снегу можно до глубины 30 см, не считая коротких участков, которые можно проскочить, пользуясь инерцией транспортного средства.
И песок, и глина, и снег, как показывает опыт, имеют общий и наилучший способ выбираться из ям в которых буксует резина:
Это не лес, в лесу машина не пройдет. Луг, поляна - вот места, где машина может двигаться, придерживаясь особых предостережений. Растения и высокая трава отлично маскируют наиболее опасные склоны оврагов, металлические и бетонные обломки, пеньки, и тому подобное. При движении в таких местах надо пройти пешком каждый метр этого участка и выяснить степень его опасности.
Не исключено, что под травой скрыта настоящая трясина. Если дорога оказалась безопасной - можно ехать, но сначала закрыть жалюзи радиатора, чтобы его не забило семенами и пыльцой растений. Нужно следить за температурой охладительной жидкости, на длинных участках останавливать машину на отдых.
Водные препятствия лучше объезжать. Если все же придется пересечь - сначала нужно привести в порядок электрооборудование и проверить герметичность масляной системы. Высота воды проверяется вброд, а дно нужно хорошо обследовать. Максимальная глубина не больше 50 см. Во время движения не останавливаться, не глушить двигатель. После переезда брода нужно тщательным образом просушить тормоза притормаживанием, а машину в целом осмотреть и хорошо просушить. Не повредит смазать нижние узлы.