Используйте email или телефон в формате 380ХХХХХХХХХ, указывается вместе с 380, ХХХХХХХХХ - номер вашего телефона

Как ездить по бездорожью?

06-06-2019

Там, где заканчивается асфальт, непременно начинаются сюрпризы. Бездорожье делится на несколько типов, каждый из которых имеет свои особенности, которые необходимо учитывать, чтобы спокойно доехать до конца намеченного пути. Попробуем разобраться с каждым типом бездорожья и определить особенности вождения в соответствии с той или иной ситуацией.

Особенности вождения по бездорожью

Перечисленные виды бездорожья могут в определенной степени сочетаться между собой. Так что, в первую очередь, нужно определить свойства поверхности, по которой придется ехать, а выводы появятся сами.

Песок

Поведение песка под колесами зависит от его влажности. Наиболее тяжелопроходимый - сухой песок. Все через свою большую сыпучесть. Колеса просто выбрасывают его назад и автомобиль погружается в него по мосты или даже днище. Инерция автомобиля помогает преодолевать такие песчаные участки. Но на малой скорости и при неумелом старте с места в песке автомобиль легко зарывается всеми колесами.

Наилучший способ преодоления песчаного участка: максимально облегчить авто, высадить пассажиров и спустить колеса к давлению 1.0 - 0.8 атм. Участок преодолевается на достаточной скорости и без остановок. Если на песке есть колея, лучше придерживаться ее - в ней уплотняющий песок. Попытка выехать на сторону рискованная, можно забуксовать. Влажная песчаная почва хорошо уплотняется водой, потому ехать по мокрому песку значительно проще.

Глина

В случае с глиной ситуация выглядит наоборот. По сухой глине можно ехать с той скоростью, с которой позволяет рельеф дороги. Мокрая глина имеет два состояния. Если увлажнена только поверхность - она становится очень скользкой. Тем не менее останавливаться на ней можно. При движении нужно соблюдать осторожность на склонах - машина может съехать в кювет и повредить бампер или опоры.

При более влажной поверхности, например после дождливых дней, глина переходит в особенно отвратительное состояние - становится вязкой и липкой. В этом случае надо спустить давление в шинах, как для песка, но ехать на второй передаче, или даже на первой, чтобы у автомобиля оказался достаточный запас по тяге и он не заглох.

Полезно разведать наихудший участок на пару сотен метров вперед, определяя места наибольшей твердости. И глина и песчаная почва очень чувствительны к резким ускорениям ведущих колес - машина быстро зарывается и буксует.

Снег

Укатаный снег на дороге полностью комфортен для езды при давлении в шинах около 1.0-1.5 атм, если тормозить двигателем заранее. Это должно стать рефлексом - делаться машинально. Обычное торможение может привести к заносу, так как трение между колесами и снегом слабое. Пышный снег на дороге преодолевается накатом на скорости. Снег вне дороги требует тщательного обследования. В большинстве случаев движение исключено.

В любом случае, двигаться по пышному снегу можно до глубины 30 см, не считая коротких участков, которые можно проскочить, пользуясь инерцией транспортного средства.

И песок, и глина, и снег, как показывает опыт, имеют общий и наилучший способ выбираться из ям в которых буксует резина:

  • Найти две более широких доски, длиной около метра, при возможности - полтора.
  • Машину домкратом поднимают так, чтобы подложить доску под колесо в сторону выезда. Потом это делается с другой стороны, если необходимо.
  • Можно съезжать с досок, перед этим определить выгодное направление, чтобы опять не забуксовать. Главное - не забыть домкрат и доски, - они могут еще пригодиться.

Заросли

Это не лес, в лесу машина не пройдет. Луг, поляна - вот места, где машина может двигаться, придерживаясь особых предостережений. Растения и высокая трава отлично маскируют наиболее опасные склоны оврагов, металлические и бетонные обломки, пеньки, и тому подобное. При движении в таких местах надо пройти пешком каждый метр этого участка и выяснить степень его опасности.

Не исключено, что под травой скрыта настоящая трясина. Если дорога оказалась безопасной - можно ехать, но сначала закрыть жалюзи радиатора, чтобы его не забило семенами и пыльцой растений. Нужно следить за температурой охладительной жидкости, на длинных участках останавливать машину на отдых.

Вода

Водные препятствия лучше объезжать. Если все же придется пересечь - сначала нужно привести в порядок электрооборудование и проверить герметичность масляной системы. Высота воды проверяется вброд, а дно нужно хорошо обследовать. Максимальная глубина не больше 50 см. Во время движения не останавливаться, не глушить двигатель. После переезда брода нужно тщательным образом просушить тормоза притормаживанием, а машину в целом осмотреть и хорошо просушить. Не повредит смазать нижние узлы.