Сцепление передает крутящий момент от коробки к двигателю и отвечает за плавное взаимодействие механизмов. Именно от состояния трансмиссии зависит срок службы мотора, передаточных шестерен, маневреность и динамика. Потому мы решили расписать принцип действия этого узла, возможные поломки и способы устранения.
Принцип основан на взаимодействии двух железных дисков. Первый зафиксирован на вал, второй зафиксирован на КПП. От педали идет трос к дискам, при нажатии они разъединяются и водитель может переключить передачу или сбросить на нейтралку.
Когда педаль находится в нажатом полодении - оба диска при помощи мощных пружин прижимаются к маховику и собираются в единую жесткую сцепку. Приводный вал синхронизируется с коленвалом, передает усилие на колеса и дает автомобилю вращательный момент.
Плавный переход возможен благодаря работе пружин и проскальзывания дисков в момент контакта. Потому ведомый диск разбит на сектора, разделенные упругими пластинами. Каждый сектор покрыт накладками, устойчивыми к трению и нагреву.
Скорость вращения двух валов невозможно синхронизировать моментально, потому при резком отпускании педали двигатель дергается и глохнет. Потому педаль нужно отпускать плавно - это даст возможность синхронизировать оба диска и уравнять силу трения. Такой тип сцепления называется сухой, дисковый, постоянно замкнутый. Для его работы оба диска должны быть сухими при свободном положении педали.
Механический привод. Самый простой. Педяль и сцепление связаны через трос. На тяге сцепления есть резьба, через которую можно регулировать длину троса. Единственный недостаток - педаль полностью зависит от физического усилия, нет гидравлики.
Гидравлический привод. Комфортный и самый распространенный. По принципу похож на рормоза: педаль передает усилие поршню, он давит на жидкость в цилиндре, которая перемещает толкатель рычага КПП. Педаль нажимается легче и мягче, но нужно контролировать уровень жидкости в гидравлике и следить за состоянием магистралей. При утечке педаль будет хуже срабатывать и в итоге может отказать вообще.
Электрический привод. Трос сцепления натягивается и отпускается от электромотора, который реагирует на педаль. По факту это механический привод с электроусилителем тяги. Достаточно эффективный и простой в работе, но электромотор берет ресурс из общей системы, потому установка актуальна только для внедорожников и грузовиков.
Практика переключения передач начинается с правильного старта с места в разных условиях. В городском трафике правильная работа сцеплением позволит сохранить темп и не заглохнуть при торможении.
Слишком медленное или резкое отпускание педали ускорит износ дисков. Особенно это касается старта движения.
Остановка с нажатой педалью - плохая идея. Так вы быстро износите подшипники, вилки и пружины.